Труд на огороде и цветнике
Лето - прекрасное время года, которое дарит нам прекрасную возможность
приобщить детей к труду в природе, расширить их естественные знания, научить
видеть красоту окружающего мира, любить и беречь его. Летом можно осуществить
с дошкольниками много интересной и полезной работы на участке детского сада.
Летние месяцы - оптимальное время для посадки растений. Эта работа обычно вызывает большой интерес у детей.
При посадке растений на огороде или в цветнике, а затем уходе за ними у детей формируется система знаний о растительном мире, в частности:
• о его закономерности и разнообразии;
• о стадиях развития растений и их строении;
• о сезонных изменениях в природе.
Дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, в частности, между условиями роста и интенсивностью развития растений. Дошкольники на практике усваивают знания о роли человека в природе. Поняв это, дети более сознательно будут относиться к природе. В весенне-летний период природа стремительно возрождается после длительного зимнего сна. Созерцание динамических изменений в природе способствует развитию у детей таких важных качеств, как наблюдательность, сообразительность, любознательность. Во время работы в цветнике, саду или на огороде у дошкольников формируются практические навыки ухода за растениями, а также развиваются важные интеллектуальные умения.
В частности, дети учатся:
* Планировать работу;
* Подбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения определенных действий;
* Распределять во времени отдельные этапы работы;
* Распределять функции и орудия труда между участниками процесса;
* Адекватно оценивать результаты работы и т.п.
Благодаря коллективной работе, которая предусматривает взаимопомощь, у дошкольников формируются также коммуникативные навыки.
В летний период растения быстро развиваются - из семян появляются побеги, подрастает рассада. Дети могут быстро увидеть результат своего труда на огороде или в саду. Они чувствуют значимость приложенных усилий и, как следствие, становятся более активными и самостоятельными. Труд в природе полезен и для физического развития детей, ведь он требует пребывания на воздухе, способствует укреплению нервной системы, предусматривает изменение видов деятельности, а, следовательно, - выполнение и отработку различных движений и т.д.
Планируя труд детей в природе, необходимо учитывать следующие важные моменты:
• характер труда;
• продолжительность и объем работы;
• способы привлечения детей к труду и организация их взаимодействия;
• методы и приемы воспитания.
Труд детей в цветнике и на огороде должн быть разнообразным, посильным и регулярным. Следует помнить, что только разнообразный по содержанию труд вызывает у детей живой интерес и желание присоединиться к работе. Задачи необходимо усложнять постепенно. Физические усилия, приложенные детьми для их выполнения не должны вызывать переутомление. Иначе у детей возникнет негативное отношение к трудовым задачам.
Продолжительность работы зависит от ее характера и возраста детей.
Она может быть такой:
• в младшей группе - 5 - 7 минут;
• в средней группе - 10-15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда;
-в старшей группе - 15 - 25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать возрастным особенностям детей. Не стоит использовать игрушечный инвентарь - им тяжело и неудобно работать.
Содержание труда в природе детей младшего дошкольного возраста (Младшая и средняя группы):
* Высадка рассады в открытый грунт;
* Полив деревьев, кустов и рассады и т.д.
Содержание труда в природе весной детей старшего дошкольного возраста (Старшая группа):
* Уборка участка;
* Подготовка почвы к посадке и посеву - перекопку, рыхление;
* Уход за растениями - прополка, окучивание;
* Разряжения, мульчирование;
* Высадка рассады в открытый грунт;
* Высадка комнатных растений в открытый грунт;
* Высадка деревьев и кустарников;
* Полив деревьев, кустов и рассады и т.д.
Воспитатель должен регулярно привлекать к труду в природе каждого ребенка, а также рационально распределять задачи между группами детей. Трудовые задания целесообразно сочетать с разными интересными приемами образовательной работы.
Так, в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста целесообразно использовать тематические загадки, пословицы, поговорки и игры Найди по описанию», «Угадай, не ошибись», «Вершки и корешки» и другие.
Чрезвычайно эффективным является сочетание наблюдений за развитием растений с чтением художественных произведений соответствующей тематики - стихов, сказок и рассказов. Например, посеяв огурцы или высадив в грунт их рассаду, стоит обратить внимание детей на особенности этой овощной культуры, а затем прочитать сказку или рассказ о ней. Тематические чтения будут целесообразны и при уходе за растением. Такой подход позволит расширить представления детей о мире растений.
Дети старшего дошкольного возраста с особым интересом и усердием работают на огороде. Воспитатель должен правильно организовать совместную работу детей.
Целесообразно такое распределение обязанностей:
• первая группа детей доставляет емкости с рассадой и располагает их как можно ближе к месту посадки, чтобы другим детям было удобно брать растения;
• вторая группа намечает строки или делает лунки;
• третья группа сажает и поливает растения.
На глазах у детей участок земли превращается в зеленый ковер. Дети получают истинное наслаждение, созерцая результат своих усилий. Когда работа закончена, воспитатель должен объективно оценить труд дошкольников и обязательно похвалить их за усердие и аккуратность. Важно, чтобы во время работы в природе дети не только приобретали практические навыки, но и получали знания.
Воспитатель должен объяснять причину или цель каждого выполняемого действия, например:
• рассаду «переселяют» в почву в пасмурные дни, а если погода солнечная, то утром или вечером, иначе, сразу попав на яркое солнышко, растения засохнут;
• за несколько часов до посадки рассаду обильно поливают, чтобы комочки земли крепко держались у корешка;
• полив посаженное растение, влажное место засыпают сухой землей, чтобы предотвратить испарение.
Работа на огороде - прекрасная возможность закрепить умения детей различать и правильно называть растения. Детей старшего дошкольного возраста целесообразно знакомить со строением растений, в частности их корневой системой, а также влиянием погодных условий на состояние растений. Работая на огороде с дошкольниками, воспитателю следует активно общаться с ними - вместе внимательно рассматривать растения, определять их свойства (цвет, размер, форму), общие и отличительные черты.
Интересной формой организации труда в природе с дошкольниками является эксперимент. Существует немало простых и одновременно увлекательных способов его проведения. Например, можно посеять на двух соседних грядках горох. Засевая первую грядку, использовать замоченный горох, а засевая вторую - его сухие семена. Затем необходимо понаблюдать вместе с детьми, на какой грядке горох взойдет быстрее, и помочь им понять, почему так произошло. Вместо гороха можно посадить обычные клубни картофеля. Отметим, что картофель - желанный овощ на детском огороде. Отбирают картофелины, которые различаются цветом (белые, желтые, розовые, красные, темно-фиолетовые) и форме (круглые, овальные, плоские, удлиненные), и рассматривают их вместе с детьми. Определяя признаки этих овощей, дети смогут закрепить умение различать цвета и формы предметов.
Стоит понаблюдать, как у картофеля появляются ростки. Обратить внимание детей на то, что цвет и размер ростков соответствуют цвету и размера картофелины, на которых они появились.
Можно сажать тыквы. Их можно посеять не только на огороде, но и вдоль ограды и между площадками на территории дошкольного учреждения.
Декоративные сорта тыкв уместны вблизи опор или веранды. Когда тыквы разрастутся, они не только украсят территорию, но и создадут тень.
Предложенные методы работы с дошкольниками сделают их труд на огороде интересным и эмоционально насыщенным.
С наступлением теплых дней начинают работу в цветнике - разрыхляют и обновляют почву, выпалывают сорняки. Планируя детский цветник, следует руководствоваться здравым смыслом и чувством меры. Ведь при условии творческого подхода к планированию цветников, территорию можно украсить и одним видом цветов. Хорошо спланированные цветники придают территории детского сада привлекательность, и даже очарование. Творчески и вдумчиво подобранные декоративные растения служат богатым материалом для занятий с детьми в природе. Обычно цветники располагают возле центрального входа или на открытом солнечном месте. Однако их можно разбивать на любом свободном участке территории дошкольного учреждения.
Цветники могут иметь самые разнообразные формы:
- Геометрическую (квадратную, овальную, круглую, прямоугольную, треугольную);
- Произвольное - в виде бабочки, машинки и т.п..
Наиболее удобным в условиях детского сада является цветник в виде узкой (шириной 2-3 метра) полосы вдоль забора или дорожки. У такого цветника дети смогут удобно разместиться во время работы - посева, высадки рассады, рыхления, прополки, полива. Определившись с расположением и формой цветника, начинают готовить почву к посеву и посадке цветов. Эту работу можно выполнять вместе с детьми. Необходимо очертить границы цветника, помочь детям вскопать землю и выбрать сорняки. Важно следить, чтобы дети работали аккуратно. В частности, посоветовать им не бросать сорняки рядом с цветником, а сразу укладывать в ведро.
Перед посевом цветов, высадкой рассады выравнивают поверхность цветника и проводят борозды или делают лунки. Раздают детям семена цветов или стаканчики с рассадой и объясняют, каким образом следует сажать растения - строками или группами. В центре или на заднем плане цветника (если он прилегает к стене или забору) сажают высокие растения, в средней части - несколько ниже, а у края низкорослые. Детям обязательно нужно объяснить причину такого расположения цветов - рассказать о животворящей силе солнца и его значения для развития растений. Показать, что в случае ярусного расположения, высокие растения не заслоняют солнце своим соседям, и все получают достаточно света и тепла для жизни и развития. Если почва влажная, поливать цветник не надо.
Можно попросить детей разрыхлить землю, чтобы помочь молодым побегам пробиться. Далее следует поставить флажки, чтобы не забыть, где что посажено. В зависимости от погоды нежные ростки однолетних цветов появятся в течение одной-двух недель. Уход за цветником заключается в своевременной прополке, поливе и рыхлении. Это дело может показаться дошкольникам скучным и однообразным. Поэтому, привлекая ребенка к такой работе, важно поддерживать его интерес к земледелию в целом.
Детям можно предложить немало сказочных сценариев выполнения трудовых задач, в частности:
* Спасти цветочек от жажды, напоив ее водичкой в жару;
* Освободить цветочки от злых захватчиков - сорняков;
* Подготовить для растений мягкую постель - рыхлую землю, чтобы отдохнув, они смогли сделать детям ценные подарки - замечательные цветочки.
Малышам будет интереснее работать, если в цветнике будет «жить», скажем, керамический зайчик или ежик. Первые прополки, когда еще трудно отличить ростки сорняков от цветов, воспитатель делает самостоятельно. Если растения высеяны слишком густо, их прореживают. Наблюдая за своим цветником, дети знакомятся с различными формами жизни цветов. Подсолнечник стоит уверенно, не сгибаясь под ветром и ливнем. Настурция разбрасывает свою пышную зелень, отвоевывая все больше места под солнцем.
Дошкольникам будет интересно узнать о цветах, которые реагируют на движение солнца или распускаются, когда оно садится. Цветы такие разные, но одинаково нуждаются во влаге, солнце и удобрении. А также в заботе дошкольникацветовода. Воспитателю можно спланировать проведение нескольких занятий по художественному творчеству на воздухе и вместе с детьми: украсить края цветника камнями, фрагментами керамики, или соорудить вокруг него невысокий плетень.
Сад, цветник, огород - волшебное место для детей, где они познают жизнь растений, проводят первые научные опыты и приобщаются к тайнам природы. Игра, исследование, отдых или работа на участке - это первые наглядные занятия дошкольников в природе, которые способствуют развитию сенсорных ощущений, интеллекта, эмоциональной сферы, а также воспитанию бережного отношения к природе.
приобщить детей к труду в природе, расширить их естественные знания, научить
видеть красоту окружающего мира, любить и беречь его. Летом можно осуществить
с дошкольниками много интересной и полезной работы на участке детского сада.
Летние месяцы - оптимальное время для посадки растений. Эта работа обычно вызывает большой интерес у детей.
При посадке растений на огороде или в цветнике, а затем уходе за ними у детей формируется система знаний о растительном мире, в частности:
• о его закономерности и разнообразии;
• о стадиях развития растений и их строении;
• о сезонных изменениях в природе.
Дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, в частности, между условиями роста и интенсивностью развития растений. Дошкольники на практике усваивают знания о роли человека в природе. Поняв это, дети более сознательно будут относиться к природе. В весенне-летний период природа стремительно возрождается после длительного зимнего сна. Созерцание динамических изменений в природе способствует развитию у детей таких важных качеств, как наблюдательность, сообразительность, любознательность. Во время работы в цветнике, саду или на огороде у дошкольников формируются практические навыки ухода за растениями, а также развиваются важные интеллектуальные умения.
В частности, дети учатся:
* Планировать работу;
* Подбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения определенных действий;
* Распределять во времени отдельные этапы работы;
* Распределять функции и орудия труда между участниками процесса;
* Адекватно оценивать результаты работы и т.п.
Благодаря коллективной работе, которая предусматривает взаимопомощь, у дошкольников формируются также коммуникативные навыки.
В летний период растения быстро развиваются - из семян появляются побеги, подрастает рассада. Дети могут быстро увидеть результат своего труда на огороде или в саду. Они чувствуют значимость приложенных усилий и, как следствие, становятся более активными и самостоятельными. Труд в природе полезен и для физического развития детей, ведь он требует пребывания на воздухе, способствует укреплению нервной системы, предусматривает изменение видов деятельности, а, следовательно, - выполнение и отработку различных движений и т.д.
Планируя труд детей в природе, необходимо учитывать следующие важные моменты:
• характер труда;
• продолжительность и объем работы;
• способы привлечения детей к труду и организация их взаимодействия;
• методы и приемы воспитания.
Труд детей в цветнике и на огороде должн быть разнообразным, посильным и регулярным. Следует помнить, что только разнообразный по содержанию труд вызывает у детей живой интерес и желание присоединиться к работе. Задачи необходимо усложнять постепенно. Физические усилия, приложенные детьми для их выполнения не должны вызывать переутомление. Иначе у детей возникнет негативное отношение к трудовым задачам.
Продолжительность работы зависит от ее характера и возраста детей.
Она может быть такой:
• в младшей группе - 5 - 7 минут;
• в средней группе - 10-15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда;
-в старшей группе - 15 - 25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать возрастным особенностям детей. Не стоит использовать игрушечный инвентарь - им тяжело и неудобно работать.
Содержание труда в природе детей младшего дошкольного возраста (Младшая и средняя группы):
* Высадка рассады в открытый грунт;
* Полив деревьев, кустов и рассады и т.д.
Содержание труда в природе весной детей старшего дошкольного возраста (Старшая группа):
* Уборка участка;
* Подготовка почвы к посадке и посеву - перекопку, рыхление;
* Уход за растениями - прополка, окучивание;
* Разряжения, мульчирование;
* Высадка рассады в открытый грунт;
* Высадка комнатных растений в открытый грунт;
* Высадка деревьев и кустарников;
* Полив деревьев, кустов и рассады и т.д.
Воспитатель должен регулярно привлекать к труду в природе каждого ребенка, а также рационально распределять задачи между группами детей. Трудовые задания целесообразно сочетать с разными интересными приемами образовательной работы.
Так, в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста целесообразно использовать тематические загадки, пословицы, поговорки и игры Найди по описанию», «Угадай, не ошибись», «Вершки и корешки» и другие.
Чрезвычайно эффективным является сочетание наблюдений за развитием растений с чтением художественных произведений соответствующей тематики - стихов, сказок и рассказов. Например, посеяв огурцы или высадив в грунт их рассаду, стоит обратить внимание детей на особенности этой овощной культуры, а затем прочитать сказку или рассказ о ней. Тематические чтения будут целесообразны и при уходе за растением. Такой подход позволит расширить представления детей о мире растений.
Дети старшего дошкольного возраста с особым интересом и усердием работают на огороде. Воспитатель должен правильно организовать совместную работу детей.
Целесообразно такое распределение обязанностей:
• первая группа детей доставляет емкости с рассадой и располагает их как можно ближе к месту посадки, чтобы другим детям было удобно брать растения;
• вторая группа намечает строки или делает лунки;
• третья группа сажает и поливает растения.
На глазах у детей участок земли превращается в зеленый ковер. Дети получают истинное наслаждение, созерцая результат своих усилий. Когда работа закончена, воспитатель должен объективно оценить труд дошкольников и обязательно похвалить их за усердие и аккуратность. Важно, чтобы во время работы в природе дети не только приобретали практические навыки, но и получали знания.
Воспитатель должен объяснять причину или цель каждого выполняемого действия, например:
• рассаду «переселяют» в почву в пасмурные дни, а если погода солнечная, то утром или вечером, иначе, сразу попав на яркое солнышко, растения засохнут;
• за несколько часов до посадки рассаду обильно поливают, чтобы комочки земли крепко держались у корешка;
• полив посаженное растение, влажное место засыпают сухой землей, чтобы предотвратить испарение.
Работа на огороде - прекрасная возможность закрепить умения детей различать и правильно называть растения. Детей старшего дошкольного возраста целесообразно знакомить со строением растений, в частности их корневой системой, а также влиянием погодных условий на состояние растений. Работая на огороде с дошкольниками, воспитателю следует активно общаться с ними - вместе внимательно рассматривать растения, определять их свойства (цвет, размер, форму), общие и отличительные черты.
Интересной формой организации труда в природе с дошкольниками является эксперимент. Существует немало простых и одновременно увлекательных способов его проведения. Например, можно посеять на двух соседних грядках горох. Засевая первую грядку, использовать замоченный горох, а засевая вторую - его сухие семена. Затем необходимо понаблюдать вместе с детьми, на какой грядке горох взойдет быстрее, и помочь им понять, почему так произошло. Вместо гороха можно посадить обычные клубни картофеля. Отметим, что картофель - желанный овощ на детском огороде. Отбирают картофелины, которые различаются цветом (белые, желтые, розовые, красные, темно-фиолетовые) и форме (круглые, овальные, плоские, удлиненные), и рассматривают их вместе с детьми. Определяя признаки этих овощей, дети смогут закрепить умение различать цвета и формы предметов.
Стоит понаблюдать, как у картофеля появляются ростки. Обратить внимание детей на то, что цвет и размер ростков соответствуют цвету и размера картофелины, на которых они появились.
Можно сажать тыквы. Их можно посеять не только на огороде, но и вдоль ограды и между площадками на территории дошкольного учреждения.
Декоративные сорта тыкв уместны вблизи опор или веранды. Когда тыквы разрастутся, они не только украсят территорию, но и создадут тень.
Предложенные методы работы с дошкольниками сделают их труд на огороде интересным и эмоционально насыщенным.
С наступлением теплых дней начинают работу в цветнике - разрыхляют и обновляют почву, выпалывают сорняки. Планируя детский цветник, следует руководствоваться здравым смыслом и чувством меры. Ведь при условии творческого подхода к планированию цветников, территорию можно украсить и одним видом цветов. Хорошо спланированные цветники придают территории детского сада привлекательность, и даже очарование. Творчески и вдумчиво подобранные декоративные растения служат богатым материалом для занятий с детьми в природе. Обычно цветники располагают возле центрального входа или на открытом солнечном месте. Однако их можно разбивать на любом свободном участке территории дошкольного учреждения.
Цветники могут иметь самые разнообразные формы:
- Геометрическую (квадратную, овальную, круглую, прямоугольную, треугольную);
- Произвольное - в виде бабочки, машинки и т.п..
Наиболее удобным в условиях детского сада является цветник в виде узкой (шириной 2-3 метра) полосы вдоль забора или дорожки. У такого цветника дети смогут удобно разместиться во время работы - посева, высадки рассады, рыхления, прополки, полива. Определившись с расположением и формой цветника, начинают готовить почву к посеву и посадке цветов. Эту работу можно выполнять вместе с детьми. Необходимо очертить границы цветника, помочь детям вскопать землю и выбрать сорняки. Важно следить, чтобы дети работали аккуратно. В частности, посоветовать им не бросать сорняки рядом с цветником, а сразу укладывать в ведро.
Перед посевом цветов, высадкой рассады выравнивают поверхность цветника и проводят борозды или делают лунки. Раздают детям семена цветов или стаканчики с рассадой и объясняют, каким образом следует сажать растения - строками или группами. В центре или на заднем плане цветника (если он прилегает к стене или забору) сажают высокие растения, в средней части - несколько ниже, а у края низкорослые. Детям обязательно нужно объяснить причину такого расположения цветов - рассказать о животворящей силе солнца и его значения для развития растений. Показать, что в случае ярусного расположения, высокие растения не заслоняют солнце своим соседям, и все получают достаточно света и тепла для жизни и развития. Если почва влажная, поливать цветник не надо.
Можно попросить детей разрыхлить землю, чтобы помочь молодым побегам пробиться. Далее следует поставить флажки, чтобы не забыть, где что посажено. В зависимости от погоды нежные ростки однолетних цветов появятся в течение одной-двух недель. Уход за цветником заключается в своевременной прополке, поливе и рыхлении. Это дело может показаться дошкольникам скучным и однообразным. Поэтому, привлекая ребенка к такой работе, важно поддерживать его интерес к земледелию в целом.
Детям можно предложить немало сказочных сценариев выполнения трудовых задач, в частности:
* Спасти цветочек от жажды, напоив ее водичкой в жару;
* Освободить цветочки от злых захватчиков - сорняков;
* Подготовить для растений мягкую постель - рыхлую землю, чтобы отдохнув, они смогли сделать детям ценные подарки - замечательные цветочки.
Малышам будет интереснее работать, если в цветнике будет «жить», скажем, керамический зайчик или ежик. Первые прополки, когда еще трудно отличить ростки сорняков от цветов, воспитатель делает самостоятельно. Если растения высеяны слишком густо, их прореживают. Наблюдая за своим цветником, дети знакомятся с различными формами жизни цветов. Подсолнечник стоит уверенно, не сгибаясь под ветром и ливнем. Настурция разбрасывает свою пышную зелень, отвоевывая все больше места под солнцем.
Дошкольникам будет интересно узнать о цветах, которые реагируют на движение солнца или распускаются, когда оно садится. Цветы такие разные, но одинаково нуждаются во влаге, солнце и удобрении. А также в заботе дошкольникацветовода. Воспитателю можно спланировать проведение нескольких занятий по художественному творчеству на воздухе и вместе с детьми: украсить края цветника камнями, фрагментами керамики, или соорудить вокруг него невысокий плетень.
Сад, цветник, огород - волшебное место для детей, где они познают жизнь растений, проводят первые научные опыты и приобщаются к тайнам природы. Игра, исследование, отдых или работа на участке - это первые наглядные занятия дошкольников в природе, которые способствуют развитию сенсорных ощущений, интеллекта, эмоциональной сферы, а также воспитанию бережного отношения к природе.